- Заочное обучение
- — форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. З.о. включает самостоятельное прохождение учащимися учебных курсов и очную сдачу экзаменов.Система З.о. формируется на основе специально созданных методических центров - заочных школ, курсов, заочных отделений высших и средних специальных учебных заведений. Эти центры организуют разработку учебно-методической литературы, осуществляют текущий контроль за учебной деятельностью заочников, ведут приём экзаменов.В дореволюционной России единственной формой З.о., признанной государством, был экстернат. Первыми методическими центрами для лиц, занимавшихся самообразованием, стали Комиссия по организации домашнего чтения (осн. в 1893) при Обществе распространения технических знаний (Москва) и Отдел для содействия самообразованию (1894) при Комитете педагогического музея военно-учебных заведений (С.-Петербург), которые рассылали желающим учебно-методическую литературу, организовывали консультации и лекции. Московские программы обучения были построены на основе вузовских учебных курсов.В начале 20-х гг. открылись многочисленные заочные курсы (позднее отделения) при вузах: 2-м МГУ, Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, Механическом институте им. М.В. Ломоносова и др. В 1929 коллегия Наркомпроса РСФСР определила принципы и организационные основы З.о. Были созданы специализированные центры подготовки кадров без отрыва от производства: Ленинградский индустриальный институт (1929, ныне Северо-Западный заочный технический университет) и в Москве - Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования (1930), Всесоюзный заочный финансово-экономический институт (1930, ныне Всероссийский заочный финансово-экономический институт), Всесоюзный индустриальный институт (1932).Постановлением СНК СССР от 29 августа 1938 "О высшем заочном образовании" была установлена курсовая система обучения с обязательной очной сдачей экзаменов и зачётов по всем дисциплинам, определена общая номенклатура специальностей для З.о. Студентам-заочникам предоставлялись дополнительные отпуска.Согласно Положению СНК СССР о заочной аспирантуре (1939) З.о. распространилось на подготовку научных и научно-педагогических кадров. В 1940/41 учебном году в СССР действовало 18 заочных институтов, при 383 вузах имелись заочные отделения.После Великой Отечественной войны были созданы областные и республиканские заочные средние школы, в начале 70-х гг. - районные. В 70-х гг. традиционное З.о. в школах стало заменяться очно-заочным с использованием сессионного режима (см. Вечерние школы). С 1-й половины 80-х гг. число заочников средних общеобразовательных школ уменьшается. Осн. сферой З.о. становится система высшего и среднего профессионального образования.В 2000 в Рос. Федерации насчитывалось 8 самостоятельных государственных заочных вузов и 463 заочных отделения при вузах. В государственных вузах по заочной форме обучалось 1278 тыс. чел., в негосударственных - 173 тыс. чел. (для сравнения - по дневной форме - 140 тыс. чел.). Имелось 14 самостоятельных заочных учреждений среднего профессионального образования. Всего обучалось по заочной форме в учреждениях среднего профессионального образования 459 тыс. чел.С 1981 разрешены сокращённые сроки обучения для заочников, имеющих стаж работы по избранной учебной специальности; для лиц, обучающихся заочно в городах по месту жительства, организованы очные (вечерние) занятия по крупным циклам учебных дисциплин в течение 1 года; приём слушателей на подготовительные отделения с заочным обучением при вузах и техникумах.Вузам предоставлено право самим утверждать по согласованию с базовыми предприятиями учебные планы для З.о. Сроки обучения студентов на одном курсе не ограничены.По заочной форме готовится значительная часть специалистов для сельского хозяйства, экономики, связи, а также (в высшей школе) учителей (ок. 40%) и юристов. З.о. не используется при подготовке специалистов для здравоохранения. Учебные планы и программы для заочников средних специальных и высших учебных заведений по своему содержанию в основном соответствуют планам и программам очной формы обучения. Выпускники получают диплом единого общегосударственного образца. Учебный процесс при З.о. в вузах и техникумах складывается из вводных, установочных, обзорных лекций, лабораторных занятий, самостоятельной подготовки с выполнением контрольных работ, заочных и очных консультаций. Заочники выполняют курсовые и дипломные проекты (работы) и сдают государственные экзамены. При необходимости для студентов организуется производственная практика.Очные занятия (30-35% объёма учебного плана дневной формы обучения) проводятся гл.о. в период экзаменационно-лабораторных сессий (как правило, 2 раза в год в самом учебном заведении или в учебно-консультационных пунктах, филиалах и т.п.). Наибольшие трудности у студентов и педагогов вызывают установочные лекции в начале учебного года, когда в течение 5-6 дней заочникам предстоит освоить базовый объём знаний по 3-4 учебным предметам. Важную роль играет контроль знаний педагогом, в т.ч. проверка самостоятельности выполнения заочником заданий в течение учебного периода. С целью получения объективных данных используются многовариантные задания, краткие теоретические собеседования перед выполнением практических и проверочных работ и другие виды контроля, определяемые учёными советами и кафедрами вузов, педсоветами училищ и техникумов. Ежегодно издаются методические указания и контрольные задания по общенаучным и общетехническим предметам. Организуются общеобразовательные передачи по радио и телевидению, создаются аудиовизуальные пособия.Методическая и воспитательная работа с заочниками осуществляется с учётом их профессиональной подготовки. Сокращение пути от получения знаний учащимися до их применения на практике способствует более глубокому усвоению учебного материала. Предприятия и учреждения обязаны оказывать своим работникам, получающим образование без отрыва от производства, содействие в создании благоприятных условий для обучения. Научную и методическую работу в области З.о. вели до середины 80-х гг. гл.о. НИИ образования взрослых АПН СССР (Ленинград), НИИ высшего образования (Москва). В 1988 созданы учебно-методические центры по группам специальностей З.о. на базе вузов: МГЗПИ (с 1992 Московский открытый педагогический институт), ВЗПИ (ныне - Московский открытый государственный университет).На З.о. в государственные и муниципальные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования принимаются в порядке конкурсного отбора лица, имеющие законченное общее среднее образование, а в техникумы и училища - неполное общее среднее образование. В первую очередь по итогам вступительных экзаменов зачисляются лица, работающие по профилю учебного заведения. На некоторые специальности приём в заочные вузы осуществляется только из числа лиц, работающих по профилю или имеющих соответствующее среднее специальное образование.Льготы для заочников. В Рос. Федерации учащимся заочных общеобразовательных школ устанавливается сокращённая на 1 день или соответствующее число часов рабочая неделя. Всего в течение года заочники могут иметь (кроме отпуска, общевыходных и праздничных дней) по 36 свободных от работы дней в расчёте на 6-дневную рабочую неделю. За время освобождения от работы учащимся выплачивается 50% средней заработной платы по осн. месту работы, но не ниже установленного минимума. Учащимся, по условиям работы не имеющим возможности регулярно пользоваться льготными днями, разрешено предоставление таких дней в суммированном виде в межсезонный период или в период наименьшей занятости на производстве. В течение учебного года руководители предприятий и организаций по своему усмотрению могут представлять заочникам дополнительно 1-2 свободных дня в неделю без сохранения заработной платы. Для сдачи выпускных экзаменов предоставляется отпуск: в 12-м классе - 20 рабочих дней, в 9-м - 8 рабочих дней с сохранением заработной платы; для сдачи переводных экзаменов - от 4 до 6 дней с сохранением заработной платы (за счёт сокращения общего числа предусмотренных льготных дней). Для сдачи вступительных экзаменов в заочные вузы предоставляется дополнительный отпуск в 15 календарных дней, в заочные техникумы и училища - 10 календарных дней, не считая времени проезда до места нахождения учебного заведения. Успешно обучающимся ежегодно предоставляется учебный отпуск: на 1-м и 2-м курсах - 30, на 3-м и последующих - 40 календарных дней; на период сдачи государственных экзаменов - 30 календарных дней, для подготовки и защиты дипломных работ (проектов) в вузах - 4 мес, в техникумах и других специальных учебных заведениях - 2 мес. За время всех учебных отпусков сохраняется средний заработок. Раз в год заочникам по месту работы оплачивается 50% стоимости проезда до места нахождения учебного заведения и обратно. Студентам и учащимся последних курсов в течение 10 мес перед началом выполнения дипломных проектов или перед государственными экзаменами предоставляется один свободный день в неделю (или соответствующее количество часов) с выплатой за этот день 50% среднего заработка, но не ниже установленного минимума.(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 93-94)Ч34(2)763
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.